Рейтинг@Mail.ru
Перезвоните мне
image

Полезные материалы

Полезные материалы

экологическое законодательство, санкции за нарушение, опломбирование предприятия экоинспектором
Полезные материалы > Санкции за нарушение природоохранного законодательства

Санкции за нарушение природоохранного законодательства

Чем грозит нарушение природоохранного законодательства Украины

Виды нарушений законодательства об охране окружающей среды

Согласно ст. 68 Закона Украины от 25.06.91 г. № 1264-XII "Об охране окружающей природной среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) ответственность (дисциплинарную, административную, гражданскую и уголовную) за нарушение законодательства об охране окружающей природной среды несут лица, виновные в нарушении:
  • прав граждан на экологически безопасную окружающую природную среду;
  • норм экологической безопасности;
  • требований законодательства при проведении экологической экспертизы;
  • требований государственной экологической экспертизы
  • финансирования и внедрения в производство новых технологий и оборудования без позитивного заключения государственной экологической экспертизы;
  • природоохранных требований при хранении, транспортировке, использовании, уничтожении и захоронении химических средств защиты растений, минеральных удобрений, токсичных и радиоактивных веществ, производственных, бытовых и других видов отходов и др.;
  • экологических требований при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в действие, эксплуатации и ликвидации предприятий, сооружении передвижных средств и других объектов;
  • превышения лимитов и других требований использования природных ресурсов;
  • за сверхнормативные, аварийные и залповые выбросы и сбросы загрязняющих веществ;
  • природоохранных требований во время осуществления деятельности, связанной с обращением с ГМО;
  • за невыполнение распоряжений органов государственного контроля в сфере охраны окружающей природной среды и оказании сопротивления их представителям;
  • за невыполнение требований государственной экологической экспертизы.
При нарушении природоохранного законодательства должностные лица государственных экологических инспекций вправе временно ограничивать или приостанавливать деятельность предприятий и эксплуатацию объектов, в том числе строительства, реконструкции и расширения объектов, опломбировывать помещения, оборудование и аппаратуру предприятий. Процедура ограничения, временного запрета или прекращения деятельности предприятий, учреждений, организаций и объектов в случае нарушения ими законодательства об охране окружающей природной среды регулируется Порядком № 2751. Согласно п. 2 указанного порядка деятельность предприятий, которая осуществляется с нарушением законодательства об охране окружающей природной среды, может быть:
  • ограничена - на определенный период (до выполнения необходимых природоохранных мероприятий) устанавливаются уменьшенные объемы выбросов и сбросов загрязняющих веществ и размещения отходов в целом по предприятию или по отдельным его цехам (участкам) и единицам оборудования;
  • временно запрещена (приостановлена) - до выполнения необходимых природоохранных мероприятий останавливается эксплуатация предприятия или отдельных его цехов (участков) и единиц оборудования;
  • прекращена - полностью прекращается эксплуатация предприятия или отдельных его цехов (участков) и единиц оборудования.
При временном запрете или прекращении деятельности предприятий запрещаются все выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов по предприятиям в целом или отдельным их цехам (участкам) и единицам оборудования. Необходимо отметить, что не допускается временный запрет или прекращение деятельности предприятия, если это может привести к возникновению аварийной ситуации. В соответствии с п. 4 Порядка № 2751 деятельность предприятий ограничивается или временно запрещается в случае превышения ими лимитов использования природных ресурсов, нарушения экологических нормативов, экологических стандартов, а также требований экологической безопасности, в частности:
  • введение в действие предприятий, не обеспечивших в полном объеме соблюдение экологических требований и выполнение мероприятий, предусмотренных проектами;
  • отсутствие сооружений, оборудования и устройств для очистки выбросов и сбросов либо их обезвреживания, а также приборов контроля за количеством и составом загрязняющих веществ и характеристиками вредных факторов на предприятиях, деятельность которых связана с вредным влиянием на окружающую природную среду, либо нарушение правил эксплуатации указанных сооружений, оборудования, устройств и приборов;
  • использование природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, складирование, захоронение, хранение или размещение производственных, бытовых и других отходов без соответствующих разрешений;
  • превышение предельно допустимых или временно согласованных выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, уровней электромагнитного, ионизирующего и другого вредного влияния физических факторов, биологического влияния и радиоактивного загрязнения;
  • нарушение экологических требований при производстве, хранении, транспортировке, обезвреживании, захоронении токсичных и других веществ, опасных для окружающей природной среды, здоровья и жизни людей;
  • отсутствие или неосуществление мер, направленных на предотвращение залповых выбросов и сбросов, создающих сильные загрязнения воздушного и водного бассейнов и почв, представляющих опасность для здоровья и жизни людей, животного и растительного мира;
  • производство и эксплуатация транспортных и других передвижных средств и установок, в выбросах и сбросах которых содержание загрязняющих веществ превышает установленные нормативы;
  • внедрение открытий, изобретений, применение новой техники, импортного оборудования, технологий и систем, которые не отвечают экологическим требованиям;
  • нарушение других требований законодательства об охране окружающей природной среды.
Основанием для прекращения деятельности предприятий является систематическое превышение ими лимитов использования природных ресурсов, нарушение экологических нормативов и экологических стандартов, которые не могут быть устранены по техническим, экономическим или другим причинам. Решение об ограничении, временном запрете или прекращении деятельности предприятия согласно п. 5 Порядка № 2751 подлежит выполнению в сроки, указанные в этом решении, но такое решение может быть обжаловано в судебном порядке. Возобновление деятельности предприятий осуществляется по письменному разрешению Госэкоинспекции, принявшей решение о временном запрете деятельности, или вышестоящего органа. Опломбирование или опечатывание предприятий, отдельных их цехов (участков) и единиц оборудования осуществляется в соответствии с Положением № 353. Действие Положения № 353 распространяется на всех субъектов хозяйствования независимо от их подчинения и формы собственности, эксплуатация которых осуществляется с нарушением охраны окружающей природной среды, требований разрешений на использование природных ресурсов с превышением нормативов предельно допустимых выбросов, влияния физических и биологических факторов и лимитов сбросов загрязняющих веществ. Подпунктом 1.1 этого документа определено, что:
  • опломбирование - это наложение пломбы;
  • опечатывание - это наклеивание листа бумаги с печатью.
Опломбирование или опечатывание осуществляют государственные инспекторы в течение суток после вручения руководителю и (или) владельцу субъекта хозяйствования, деятельность которого ограничивается или приостанавливается, решения об ограничении или приостановке деятельности этого предприятия, принятого в соответствии с требованиями, изложенными в Положении № 353. Наложение пломб или печатей осуществляется в обязательном присутствии должностного лица субъекта хозяйствования в местах, опломбирование которых гарантировано обеспечивает прекращение деятельности объекта, в частности, на:
  • конструктивные элементы зданий и сооружений (входные двери в производственные и другие помещения, съемные решетки, люки, отверстия, краны, запорные устройства и т. п.);
  • пусковые устройства источников энергии (выключатели, рубильники и т. п.), включение которых обеспечивает работу производственного оборудования, коммуникаций, агрегатов, механизмов и узлов машин и т. п.;
  • пусковую аппаратуру, в том числе дистанционные (механические, электрические или другого принципа действия) приводы, без включения которых невозможна работа технологического оборудования, агрегатов и механизмов;
  • шибер системы промышленной вентиляции, который является составной частью стационарного источника загрязнения;
  • другие узлы агрегатов, механизмов и машин.
Следует отметить, что процедура опломбирования и опечатывания объектов определена п. 5 Положения №353. Для недопущения нарушений со стороны госинспекторов при опломбировании и опечатывании объектов руководителям предприятий следует знать, что:
  • пломбы или печати налагаются таким образом, чтобы после их наложения возобновление деятельности объекта без повреждения целостности пломб или печатей было невозможным;
  • для опломбирования используются пломбы из свинцового сплава, провод или нить и пломбир, которые изготавливаются в соответствии с конструкцией и размером пломбы;
  • опечатывание осуществляется путем наклеивания листа бумаги нужного размера, на котором должна быть проставлена печать органа Минприроды, фамилия и подпись государственного инспектора, который осуществлял опечатывание;
  • наклеивание должно осуществляться с помощью соответствующего клея;
  • при осуществлении опечатывания госинспекторам необходимо учесть негативное влияние на бумагу природных факторов (ветер, дождь и т. п.);
  • при проведении опломбирования или опечатывания госинспектора обязаны соблюдать правила техники безопасности, охраны труда и промышленной санитарии.
По факту пломбирования или опечатывания госинспектором составляется акт об опломбировании (опечатывании) в 3 экземплярах, один экземпляр которого вручается должностному лицу субъекта хозяйствования. Следует учесть, что снятие пломб и печатей должно быть осуществлено госинспектором в течение суток после принятия решения о возобновлении работы предприятия. Решения как об опломбировании (опечатывании), так и о снятии пломб (печатей) может быть обжаловано в течение месяца в суде, а также вышестоящему главному государственному инспектору Украины по охране окружающей природной среды.

Применение административной ответственности

Должностные лица Госэкоинспекции в соответствии со ст. 2421 КУоАП имеют право налагать на должностных лиц предприятий административные штрафы за:
  • нарушение порядка осуществления выброса загрязняющих веществ в атмосферу или вредное влияние на нее физических или биологических факторов (ст. 78 КУоАП);
  • нарушение порядка осуществления деятельности, направленной на искусственные изменения состояния атмосферы и атмосферных явлений (ст. 781 КУоАП);
  • несоблюдение требований по охране атмосферного воздуха при введении в эксплуатацию и эксплуатации предприятий и сооружений (ст. 79 КУоАП);
  • ввод в эксплуатацию транспортных и других передвижных средств с превышением нормативов содержимого загрязняющих веществ в выбросах (ст. 80 КУоАП);
  • эксплуатацию автомототранспортных и других передвижных средств с превышением нормативов содержимого загрязняющих веществ в выбросах (ст. 81 КУоАП);
  • нарушение правил складирования, хранения, размещения, транспортировки, утилизации, ликвидации и использования промышленных и бытовых отходов (ст. 82 КУоАП);
  • нарушение правил применения, хранения, транспортировки, обезвреживания, ликвидации и захоронения пестицидов и агрохимикатов, токсичных химических веществ и других препаратов (ст. 83 КУоАП);
  • нарушение правил охоты (ч. 1 и 3 ст. 85 КУоАП);
  • эксплуатацию на водных объектах водозаборных сооружений, не обеспеченных рыбозащитным оборудованием (ст. 861 КУоАП);
  • нарушение требований относительно охраны среды обитания и путей миграции, переселения, акклиматизации и скрещивания диких животных (ст. 87 КУоАП);
  • жестокое обращение с животными (ст. 89 КУоАП);
  • невыполнение правил и норм в процессе создания, производства, хранения, транспортировки, использования, обезвреживания, ликвидации и захоронения микроорганизмов, биологически активных веществ и других продуктов биотехнологий (ст. 901 КУоАП);
  • невыполнение требований экологической безопасности в процессе внедрения открытий, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, рационализаторских предложений, новых технологий, технологий и систем, веществ и материалов (ст. 911 КУоАП);
  • превышение лимитов и нормативов использования природных ресурсов (ст. 912 КУоАП);
  • укрывательство превышения установленных лимитов на объемы образования и размещения отходов (ст. 913 КУоАП);
  • отказ от предоставления или несвоевременное предоставление экологической информации (ст. 914 КУоАП);
  • нарушение правил и норм ядерной и радиационной безопасности при использовании источников ионизирующих излучений (ст. 95 КУоАП);
  • уничтожение или повреждение зеленых насаждений или других объектов озеленения населенных пунктов (ст. 153 КУоАП);
  • введение в обращение или реализацию продукции, которая не соответствует требованиям стандартов (относительно реализации нефтепродуктов, экологические показатели которых не соответствуют требованиям стандартов, норм и правил (ст. 167 КУоАП);
  • невыполнение законных распоряжений или предписаний должностных лиц органов, осуществляющих государственный контроль в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов, радиационной и ядерной безопасности или охраны естественных ресурсов (ст. 1885 КУоАП).
Кроме этого, должностные лица Госэкоинспекции рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 47-50, 52-534, 54-55, 57-74, 76-771 КУоАП. Процедура применения административной ответственности, а также порядок оформления материалов об административных правонарушениях должностными лицами Госэкоинспекции регулируется нормами Инструкции № 264.

Уголовная ответственность

УК предусмотрена уголовная ответственность за преступления, совершенные в отношении окружающей среды, а именно:
  • нарушение правил экологической безопасности (ст. 236 УК);
  • неприменение мер по ликвидации последствий экологического загрязнения (ст. 237 УК);
  • сокрытие или искажение сведений об экологическом состоянии или заболеваемости населения (ст. 238 УК);
  • загрязнение или порча земель (ст. 239 УК);
  • незаконное завладение грунтовым покровом (поверхностным слоем) земель (ст. 2391 УК);
  • незаконное завладение землями водного фонда в особо крупных размерах (ст. 2392 УК);
  • нарушение правил охраны или использования недр (ст. 240 УК);
  • загрязнение атмосферного воздуха (ст. 241 УК);
  • нарушение правил охраны вод (ст. 242 УК);
  • загрязнение моря (ст. 243 УК);
  • нарушение законодательства о континентальном шельфе Украины (ст. 244 УК);
  • уничтожение или повреждение объектов растительного мира (ст. 245 УК);
  • незаконная вырубка леса (ст. 246 УК);
  • нарушение законодательства о защите растений (ст. 247 УК);
  • незаконная охота (ст. 248 УК);
  • незаконное занятие рыбным, звериным либо иным водным добывающим промыслом (ст. 249 УК);
  • проведение взрывных работ с нарушением правил охраны рыбных запасов (ст. 250 УК);
  • нарушение ветеринарных правил (ст. 251 УК);
  • умышленное уничтожение или повреждение территорий, взятых под охрану государством, и объектов природно-заповедного фонда (ст. 252 УК);
  • проектирование или эксплуатацию сооружений без систем защиты окружающей среды (ст. 253 УК);
  • бесхозяйственное использование земель (ст. 254 УК).
По материалам юридических публикаций